УТВЕРЖДЕНО
Приказ У «ГОКОД»
07.07.2024 №
АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ
1. Общие положения
В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183- 3 «О правах инвалидов и их социальной интеграции», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796 учреждением «Гомельский областной клинический онкологический диспансер» (далее - У «ГОКОД») при необходимости оказывается ситуационная помощь инвалидам.
Ситуационная помощь - сопровождение инвалидов, не имеющих возможности самостоятельного передвижения и ориентирования, и оказание им помощи при нахождении на объектах, использовании транспортных средств в целях преодоления барьеров, мешающих доступу к объектам и получению услуг, оказываемых населению, наравне с другими лицами
Оказание ситуационной помощи обеспечивается после получения согласия инвалида.
При оказании ситуационной помощи обеспечиваются:
уточнение у инвалида характера и объема необходимой ситуационной помощи по возможности до посещения объекта;
уточнение характера и объема необходимой ситуационной помощи, порядка ее оказания непосредственно инвалиду при посещении объекта; использование аудиодескрипции;
использование ассистивных устройств и технологий, включая костыли, ходунки, кресла-коляски, приспособления для осуществления санитарно- гигиенических процедур, каталки и иные ассистивные устройства; обращение непосредственно к инвалиду.
Основные категории инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи:
Буква |
Категория |
Необходимая ситуационная помощь |
В |
Инвалид передвигается в коляске |
Нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома |
С |
Инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации |
Нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц(персонала) вне дома |
Е |
Инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий либо не действует руками) |
Нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала)в самообслуживании и других ручные действиях вне дома |
М |
Инвалид глухонемой или глухой |
При формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах сурдопереводчика |
Н |
Инвалид с выраженными (тяжелыми проблемами) нарушениями умственных функций |
Нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при обращении |
2. Алгоритм оказания ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями с кодом «В»
2.1. При нахождении в поликлинике ему оказывается ситуационная помощь:
при входе и выходе из здания;
при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске с лестницы;
в гардеробе - помочь раздеться и одеться (при необходимости);
при посещении туалета, при необходимости.
2.2. Действия сотрудника, ответственного за оказание ситуационной помощи:
выходит на улицу, открывает входные двери;
оказывает помощь при входе в здание;
уточняет, в какой помощи нуждается посетитель, цель посещения;
при возможности оказания услуги на месте, приглашает необходимого сотрудника;
оказывает помощь при одевании и раздевании (при необходимости);
в случае необходимости оказывает помощь при передвижении внутри здания, сопровождает по кабинетам, другим помещениям;
при необходимости оказывает помощь при посещении туалета;
оказывает помощь при выходе из здания.
2.3. Помните, что инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
2.4. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь.
2.5. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
2.6. Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
2.7. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
2.8. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
2.9. Помните, что как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
З. Алгоритм оказания ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями с кодом «С»
3.1. При нахождении в поликлинике инвалида с кодом «С» ему оказывается следующая ситуационная помощь:
при входе и выходе из здания;
при перемещении внутри здания, при подъеме и спуске с лестницы;
в гардеробе - помочь раздеться и одеться (при необходимости);
при посещении туалета, при необходимости.
3.2. Действия сотрудника, ответственного за оказание ситуационной помощи:
встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание);
открывает входные двери;
помогает войти в здание;
берет посетителя под локоть и сопровождает до нужного кабинета;
оказывает помощь при одевании и раздевании (при необходимости);
оказывает помощь при ориентации в помещении;
оказывает помощь при выходе из здания.
3.3. Правила поведения с людьми, имеющими плохое зрение:
3.3.1. Предлагая свою помощь, направляйте человека, не сдавливая его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
3.3.2. Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях.
3.3.3. Если Вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не просят.
3.3.4. Если это документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
3.3.5. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
3.3.6. Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.
3.3.7. Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
3.3.8. Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его.
3.3.9. Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает видеть руками, осязать.
3.3.10. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».
3.3.11. Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движениями на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
3.3.12. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.
4. Алгоритм оказания ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями с кодом «Е»
4.1. При нахождении в поликлинике инвалида с кодом «Е» ему оказывается ситуационная помощь при всех действиях, выполняемых руками:
при входе и из здания, открывании и закрывании дверей;
оказывает помощь при одевании и раздевании (при необходимости);
при оплате услуг в поликлинике, необходимо помочь расплатиться, а также помочь оформить необходимую документацию.
4.2. Действия сотрудника, ответственного за оказание ситуационной помощи:
встречает инвалида на улице (на входе в здание);
открывает входные двери;
помогает войти в здание;
оказывает помощь при одевании и раздевании (при необходимости);
сопровождает до нужного кабинета, другого помещения;
оказывает помощь при выходе из здания.
5. Алгоритм оказания ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями с кодом «М»
5.1. Инвалид глухой, при формальном общении нуждается в услугах сурдопереводчика. Ситуационная помощь инвалиду оказывается во всех помещениях, где отсутствует письменная информация об услугах, предоставляемых поликлиникой.
5.2. При плановом посещении поликлиники инвалиду с кодом «М»
Необходимо заранее обращаться за сопровождающим лицом или сурдопереводчиком. При самостоятельном посещении поликлиники инвалид с кодом «М» может обратиться в окно 4 регистратуры и связаться с сурдопереводчиком.
5.3. При отсутствии сопровождающего сурдопереводчика сотрудник поликлиники, оказывающий помощь, знакомит инвалида с письменной информацией о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой инвалидом информации.
5.4. Правила поведения с людьми, имеющими нарушения слуха.
5.4.1. Разговаривая с человеком, у которого плохой слух. Смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
5.4.2. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.
5.4.3. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае, понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
5.4.4. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
5.4.5. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
5.4.6. Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
5.4.7. Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
5.4.8. Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
5.4.9. Если существуют трудности при устном общении, спросите не будет ли проще переписываться.
5.4.10. Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
5.4.11. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если Вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
5.4.12. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
5.4.13. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
5.4.14. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
6. Алгоритм оказания ситуационной помощи лицам с ограниченными возможностями с кодом «Н»
6.1. При нахождении в поликлинике инвалида с кодом «Н» ему оказывается ситуационная помощь:
сопровождение и помощь в ориентации (вход\выход);
ознакомление с расположенной в филиале информацией;
помощь в заполнении документов.
6.2. Правила поведения с людьми, имеющими нарушение умственных функций.
6.2.1. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
6.2.2. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
6.2.3. Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.
6.2.4. Говоря о задачах, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
6.2.5. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
6.2.6. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
6.2.7. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми. Например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
6.2.8. Обращайтесь непосредственно к человеку.
6.2.9. Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, договоры, давать согласие на медицинскую помощь и т. д.
7. Заключительные положения
7.1. Для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам поликлиники сотрудникам необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья с учетом буквенного кода и той ситуации, в которой находится инвалид.
7.2. При оказании ситуационной помощи сотрудники поликлиники обязаны соблюдать и защищать права и интересы инвалидов и обеспечивать конфиденциальность персональных данных и сведений о содержании оказываемых им услуг.